За свою практику я руководила разработкой более 100 лендингов и сайтов, я пробовала разные способы взаимодействия с клиентами и полтора года назад мы полностью отказались от письменного брифа, заменив его устным.Опыт показывает, что так намного информативнее, а времени на получение данных от клиента тратится меньше. Почему так? Причин несколько.
- Клиенты редко разбираются в разработке сайтов. Многие вопросы им непонятны, а значит, ответ будет соответствующий. Если вообще будет.
- Процесс заполнения письменного брифа для клиента часто бывает мучителен, требует много времени и концентрации. А если учесть пункт 1, то и вовсе напоминает школьный тест, к которому не успели подготовиться.
- В письменной форме сложно получить развернутые ответы и невозможно задать уточняющие вопросы. В итоге письменный бриф отнимает время клиента и дает крайне мало информации для разработчиков, в нем много пробелов и шаблонных фраз. Приходится возвращаться ко многим пунктам и задавать уточняющие вопросы.
Преимущества устного брифа
Час-полтора разговора с клиентом дадут намного больше пользы, чем-то же время, потраченное на письменный опросник. Устная беседа позволяет:- задавать уточняющие вопросы;
- пояснять термины и особенности работы;
- сразу находить варианты решения некоторых проблем;
- отметать неподходящие решения.
Вопросы для письменного ответа
Конечно, к устной беседе должны быть готовы и разработчики, и заказчик. Поэтому письменные вопросы все же остаются, но лишь такие, на которые можно ответить да/нет или ссылкой. Изучив эту информацию, мы получаем общее представление о бизнесе и предстоящей работе и готовимся к предметной устной беседе. Список вопросов для письменного ответа (под кат или оформить, сам список внизу)Как проходит устное брифование
Мы проводим встречи в программе Zoom, можно также использовать Skype или Google Hangauts, но именно Zoom обладает нужным набором технических характеристик: хорошая передача картинки, видеосвязь, возможность демонстрировать экран всеми участниками конференции, неограниченное количество участников и самое главное — возможность делать видео или аудиозапись разговора. О чем мы спрашиваем на брифе: — о бизнес-целях компании и задачах для сайта;- о продукте — сильные и слабые стороны, технические характеристики;- о компании и основателе, структура, история, цифры;- о покупателях — кто они, почему они покупают;- о конкурентах прямых и косвенных;— о способах продвижения.
В зависимости от особенностей бизнеса список меняется и дополняется. Если маркетинговые исследования уже проводились, многие ответы даются легко. Если клиент впервые слышит такие вопросы, мы ищем ответы совместно и нередко назначаем еще одну встречу.
После разговора мы еще раз пересматриваем запись и тщательно ее транскрибируем. Если и остается недостающая информация, то уже точечно — клиент получает список конкретных и понятных ему уточнений: предоставить фотографии, продумать схему предоставления услуги, решить вопросы партнерства и оплаты и т. д.