Стратегия роста (общие тенденции и рекомендации) маркетингового отдела в сфере (онлайн) образования для русскоязычной аудитории возраста 30+ в Европе

Александра Несмачных
Возможные стратегии роста
Цель: вывести школу бизнеса MOST в лидеры рынка онлайн-образования на русском языке в Европе
Стратегия проникновения:
Есть возможность роста на текущем рынке компании за счет дополнительных услуг и новых продуктов для текущих клиентов
Стратегия развития рынка:
Возможен выход на новые рынки (географически) и на новые сегменты потребителей с новыми продуктами
Стратегия развития товара:
Однозначно возможна, расширение линейки продуктов неизбежно
Стратегия диверсификации:
Возможна и она осуществляется на данном этапе - компания Мост развивает несколько направлений деятельности
Вывод: компания может развиваться в нескольких направлениях и задача директора по маркетингу (совместно с руководством компании) выявить и просчитать эти возможности и риски, составить собственную стратегию роста и план работ и организовать реализацию данного плана
Видение деятельности отдела
Цель: вывести школу бизнеса MOST в лидеры рынка онлайн-образования на русском языке в Европе.
В работе я бы выделила 3 основных шага (аудит, стратегия и постановка целей, тактика) и 3 направления (продукт, маркетинг, продажи).
Аудит текущей ситуации
  • доля рынка
  • ЦА
  • анализ продукта
  • анализ конкурентов
  • финансовые показатели
  • видимость проекта
Определение/уточнение целей и пути развития проекта (стратегия)
  • стратегических на 3-5 лет
  • тактических в рамках одного года
Формирование дорожной карты проекта (тактика)
  • кто - команда (текущие сотрудники, найм новых)
  • что - задачи
  • когда - сроки
Продуктовая линейка (продукт)
  • анализ текущей ситуации, в том числе проведение интервью с выпускниками
  • упаковка существующих курсов
  • расширение продуктовой линейки (новые курсы и факультеты, например, разработка сайтов, SEO, аналитика, реклама (таргет и контекст), PR, дизайн - именно с европейской спецификой)
  • подбор новых преподавателей из местных компаний (возможно на английском + перевод)
Работа с воронкой и каналами привлечения (маркетинг)
  • SEO и контент
  • платные каналы привлечения
  • аналитика
  • PR, привлечение авторов
  • рассылки
  • конференции и мероприятия на европейском уровне
Отдел продаж (продажи)
  • анализ текущего состояния.
  • обучение
  • контроль


+ отлаженная коммуникация с другими отделами компании
Видение целевой аудитории проекта
Русскоязычные ребята, возраст 30+, которые проживают на территории Европы или планируют эмигрировать. Я выделяю три основных сегмента для которых будет интересен продукт (кратко).
Предприниматели и эксперты, которые работают или планируют работать на территории Европы
Самостоятельно заниматься продвижением и развитием своего бизнеса или проекта, не прибегая к услугам дорогостоящих сторонних исполнителей. Грамотно подбирать специалистов в штат, ставить и контролировать выполнение задач, знать специфику европейского рынка, расширять сеть знакомств.
Текущие специалисты из смежных областей (маркетинг, дизайн, копирайтинг, кодинг и тд)
Расширить круг навыков, работать над другими интересными задачами, повысить свою стоимость на рынке, понимать специфику европейского рынка, получить статус специалиста с европейским дипломом.
Те, кто планирует смену профессии
и трудоустройство в Европе, обучение с нуля
Освоить новую профессию с нуля, получить европейский диплом и возможность трудоустройства по специальности, пройти стажировку.