neiros
Устный бриф
За свою практику я руководила разработкой более 300 проектов, пробовала разные способы взаимодействия с клиентами и два года назад мы в Viakaizen полностью отказались от письменного брифа, заменив его устным.
Опыт показывает, что так намного информативнее, а времени на получение данных от клиента тратится меньше.
Почему так? Причин несколько:
  • Клиенты редко разбираются в разработке сайтов. Многие вопросы им непонятны, а значит, ответ будет соответствующий. Если вообще будет.
  • Процесс заполнения письменного брифа для клиента часто бывает мучителен, требует много времени и концентрации. А если учесть пункт 1, то и вовсе напоминает школьный тест, к которому не успели подготовиться.
  • В письменной форме сложно получить развернутые ответы и невозможно задать уточняющие вопросы. В итоге письменный бриф отнимает время клиента и дает крайне мало информации для разработчиков, в нем много пробелов и шаблонных фраз. Приходится возвращаться ко многим пунктам и задавать уточняющие вопросы.
Преимущества устного брифа
Час-полтора разговора с клиентом дадут намного больше пользы, чем то же время, потраченное на письменный опросник. Устная беседа позволяет:
  • задавать уточняющие вопросы;
  • пояснять термины и особенности работы;
  • сразу находить варианты решения некоторых проблем;
  • отметать неподходящие решения.
Нередко наши брифинги превращаются в мозговые штурмы, где в процессе у клиента происходит переоценка своего продукта, деятельности, целей и мы получаем качественно лучший результат.

Вопросы для письменного ответа

Конечно, к устной беседе должны быть готовы и разработчики, и заказчик. Поэтому письменные вопросы все же остаются, но лишь такие, на которые можно ответить да/нет или ссылкой. Изучив эту информацию, мы получаем общее представление о предстоящей работе и готовимся к предметной беседе.

Как проходит устное брифование

Мы проводим встречи в программе Zoom, можно также использовать Skype или Google Hangauts, но именно Zoom обладает нужным набором технических характеристик: хорошая передача картинки, видеосвязь, возможность демонстрировать экран всеми участниками конференции, неограниченное количество участников и самое главное — возможность делать видео или аудиозапись разговора.

В беседе мы спрашиваем:

  • о бизнес-целях компании и задачах для сайта;
  • о продукте — сильные и слабые стороны, технические характеристики;
  • о компании и основателе – структура, история, цифры;
  • о клиентах — кто они, почему и как покупают;
  • о конкурентах прямых и косвенных;
  • о способах продвижения.

В зависимости от особенностей бизнеса список вопросов меняется и дополняется. Если маркетинговые исследования уже проводились, многие ответы даются легко. Если клиент впервые слышит такие вопросы, мы ищем ответы совместно и нередко назначаем еще одну встречу.

После разговора мы пересматриваем запись и тщательно ее транскрибируем. Если и остается недостающая информация, то уже точечно — клиент получает список конкретных и понятных ему уточнений: предоставить фотографии, продумать схему предоставления услуги, решить вопросы партнерства и оплаты и т. д.
Заключение
В результате устной беседы мы экономим время и получаем всю важную информацию без необходимости переспрашивать. В нашем списке 300 вопросов, из которых в итоге приходится задать не более 100. Какие именно, часто становится понятно в ходе разговора. На брифе взаимодействие с заказчиком не заканчивается. О том, из каких этапов состоит работа над проектом в Viakaizen, вы можете прочитать здесь.